Как понять концепцию бизнес-модели и как ее создать для компании? Оказывается, таких моделей очень много, и в связи с чрезвычайно быстрым и интенсивным развитием Интернета они постоянно меняются и создаются новые. Однако прежде чем перейдем к этому, несколько слов пояснения концепции названия, которая в настоящее время является очень популярной бизнес-моделью.
Что такое бизнес-модель
Понятие бизнес-модели появилось в области стратегического управления совсем недавно, около 20 лет назад, в связи с развитием онлайн-бизнеса. Как несложно догадаться, в связи с постоянными изменениями и стремительным развитием Интернета понимание этого термина также меняется и трактуется по-разному. Однако для целей нашего исследования наиболее важным является практический подход к рассматриваемой теме.
В общепринятом понимании этого понятия это можно проиллюстрировать на примере. На вопрос: «Какова бизнес-модель вашей компании?», владелец интернет-магазина спортивных аксессуаров отвечает: «Я зарабатываю через посредничество. Я покупаю спортивное снаряжение в больших количествах у производителей и оптовиков, чтобы продавать его своим клиентам – бегающим женщинам и мужчинам и людям, ведущим активный образ жизни – через веб-сайт магазина. Я добавляю маржу к стоимости продуктов, которая позволяет мне покрывать расходы на ведение бизнеса и получать прибыль. Поскольку я занимаюсь этим в течение многих лет в очень больших масштабах, теперь магазин приносит очень большой доход ».
Благодаря этой короткой истории мы получаем конкретное представление о том, чем занимается владелец этого магазина и что он зарабатывает. Может быть, поэтому один из авторов, занимающихся темой бизнес-моделей, Дж. Магретта еще в 2002 году описал бизнес-модель как историю, объясняющую, как компания ведет свою деятельность.
Другими словами, бизнес-модель отвечает на вопрос, как компания зарабатывает.
Как создать бизнес-модель компании?
Как мы уже знаем, бизнес-модель – это «рассказ» обо всем предприятии, поэтому если вы хотите создать эффективную бизнес-модель для своей собственной компании – вы должны учитывать несколько составляющих ее элементов:
- К какой целевой группе адресовано предложение компании?
- Предложение компании – что в нем, каков его объем, что мы продаем и как?
- Как мы привлекаем клиентов?
- Какие преимущества мы предлагаем клиентам?
- Стратегия ценообразования – по каким ценам мы продаем наши товары или услуги, какой доход мы получаем от этого?
- Ноу-хау и преимущества предприятия – каков уровень компетенции компании?
- Что составляет конкуренцию компании?
- Как защитить себя от конкуренции – что мы делаем, чтобы иметь преимущество перед конкурентами, или как мы пытаемся его обогнать.
Вы наверняка задаетесь вопросом, действительно ли бизнес-модель по сути такая же, как стратегия электронного бизнеса. Также случается, что оба термина используются как синонимы, потому что оба они касаются важнейших столпов функционирования бизнес-организации.
Однако разница существенная. Стратегия – это план действий, которому необходимо следовать для достижения конкретных целей. Компания может иметь или не иметь установленную стратегию.
С другой стороны, бизнес-модель – это описание ее текущего состояния. Модель является несколько упрощенным отражением реальности, но благодаря этому позволяет быстро и практично понять процессы, происходящие в компании, и определить ее состояние. У каждой компании своя – лучшая или худшая – бизнес-модель, но не у каждой компании есть конкретная операционная стратегия.
Есть что рассказать? Разместите пост